Устройство выхлопной системы

27.08.2021

В работе любого автомобиля важную роль играет вопрос надлежащего отвода выхлопных газов — если этот процесс происходит недостаточно качественно, это неизбежно повлечет ухудшение показателей авто. Качество функционирования выхлопной системы прямо зависит от того, какие компоненты в ней используются, из каких материалов они изготовлены и какую степень износа имеют. При сильном износе необходимо делать замену элементов.

Устройство выхлопной системы

Принципы функционирования системы выхлопа

За отвод отработанных газов в автомобилях отвечают несколько компонентов, соединенных друг с другом крепежами на основе винтов. Назначение этих компонентов:

  • Вывод выхлопных газов, а также других несгоревших частиц топлива, для освобождения системы;
  • Снижение токсичности выхлопа;
  • Предупреждение попадания токсичных газов в салон, где находятся люди;
  • Уменьшение шумности работы автомобиля.

Порядок работы системы достаточно прост, основную роль в ней играют трубы, по которым отработанные вещества уходят из камеры сгорания в заднюю часть машины. При этом, благодаря тому что конструкция герметична и объединена с термически устойчивыми уплотнителями через фланцы, снижается и шум, производимый двигателем.

Степень токсичности отводимых газов снижается при помощи катализаторов (каталитических нейтрализаторов), а для контроля качества их работы служит специальных лямба-датчик. В недавно выпущенных автомобилях с дизельным мотором изготовители применяют сажевые фильтры, повышающие степень экологичности выбросов.

Схема выхлопной системы машины с дизельным или бензиновым двигателем зависит также от турбонагнетателя — устройства, подающего воздушную смесь «выхлопные газы + кислород» в камеру сгорания, выводя их из выпускного коллектора. Датчик отвечает за регулировку объема выбросов, отправляющихся в турбину.

Конструктивные элементы выхлопной системы

Итак, три наиболее значимых составляющих выхлопной системы, которые мы подробно рассмотрим:

Выпускной коллектор

Данный агрегат изобрели фактически в одно время с двигателем внутреннего сгорания. Это оборудование навесного формата, представляющее собой трубы, обеспечивающие соединение камеры сгорания с катализатором (для каждого из цилиндров ДВС). Традиционно коллектор производится из нержавеющей стали либо чугуна, но есть и керамические варианты.

Металлические коллекторы — более долговечны. При этом более предпочтителен стальной, поскольку с ним нет риска возникновения коррозии из-за конденсата, неизбежного при охлаждении агрегата после того, как машина остановилась. Коллекторы из керамики могут со временем потрескаться из-за частого нагрева, однако их преимущество в небольшом весе.

Принцип, по которому осуществляется работа выпускного коллектора в выхлопной системе автомобиля, достаточно простой:

  1. Отработанные газы проходят через клапан выпуска.
  2. Оттуда они помещаются в выпускной коллектор.
  3. А он, сразу после этого, передает их в катализатор.

Помимо этой основной функции, выпускной коллектор также способствует продуванию камер сгорания и забору новых выработанных выхлопных газов. Причина в различии давления между тем, которое есть в коллекторе и в камере. В камере оно выше, поэтому формируется волна, которая в определенный момент цикла выводит следующую порцию газов.

Каталитический нейтрализатор

Катализатор, который принимает в себя выхлоп из выпускного коллектора, включает в себя изготовленные из керамики соты, покрытые слоем сочетания платины и иридия. Как только в системе выхлопных газов отработанные вещества взаимодействуют с данным слоем, то следующая за этим химическая реакция способствует образованию кислорода и оксида азота. Эти вещества помогают остаткам топлива лучше и полноценнее сгорать.

В итоге на выход подается смесь, включающая в себя двуокись углерода и азот. Катлализаторы со временем требуют либо замены на новые.

Глушитель

Последний из основных компонентов отвечает за уменьшение громкости звука, образующегося в момент выпуска выхлопных газов. Состоит из четырех элементов:

  • Выхлопная труба;
  • Ее наконечник;
  • Сам глушитель;
  • Труба, отвечающая за связь глушителя с катализатором либо резонатором.

Выбросы, по максимуму очищенные от токсичных примесей, перемещаются в глушитель по трубе из каталитического нейтрализатора. Корпус устройства обычно изготовлен из стали, но может различаться ее разновидность, это влияет на цену и долговечность. Вариант, который вряд ли отработает более двух лет — обычная сталь; с алюминизированной можно рассчитывать на срок до шести лет; нержавеющая способна успешно противостоять износу до 10 лет. На износ сильно влияют погодные условия. В Санкт-Петербурге, к сожалению, глушители подвергаются коррозии быстрее, чем, скажем в более умеренном климате. 

Глушитель выхлопной системы ВАЗ или иных моделей авто имеет многокамерную конструкцию. Камеры оснащены отверстиями, обеспечивающими поступление выбросов в следующую камеру. Такая постепенная фильтрация гасит звуковые волны. Выхлопных труб может быть от одной до нескольких. Что касается наконечника, он имеет только декоративное назначение, изготовлен обычно из хромированной стали. Как сама труба, так и ее наконечник, часто являются предметами тюнинга.

Прежде чем купить выхлопную систему или совершить вмешательство в ее элементы своими руками, всегда советуйтесь со специалистами. Сотрудники «Мастер глушителей» в СПб досконально разбираются в устройстве данных узлов авто и гарантируют своевременную качественную помощь по разумной цене.

Комментарии (0):
Комментировать