Неисправности датчика кислорода (лямбда зонда)

27.06.2017

Датчик кислорода является одним из главных датчиков системы управления двигателем.

Основные функции лямбда-зонда:

  1. Оценка качества топливной смеси в воздухе. Устройство проверяет и корректирует соотношение воздуха и топлива в выхлопе.
  2. Коррекция смеси. В случае несоответствия заданным экологическим стандартам, корректируется подача топлива.
  3. Мониторинг работы каталитического преобразователя. Кислородный датчик помогает следить за работой катализатора, обеспечивая оптимальные условия для его стабильной работы.
  4. Снижение вредоносных выбросов. Устройство способствует сокращению выхлопа выбросов углекислого газа (CO2) и других веществ, загрязняющих атмосферу. Именно поэтому важно следить нет ли поломки или отказа в работе данной системы.

 

Неисправности лямбда зонда влияют на следующие параметры двигателя:

  • средний расход топлива;
  • показатели токсичности выхлопных газов;
  • стабильность работы двигателя, его приемистость.

датчик кислорода

Для оптимальной работы двигателя необходимо чтобы в область сгорания поступала смесь в массовом соотношении бензин/воздух приблизительно один к 15. Коэффициент превышения массового соотношения воздуха обозначают «лямбда». Поэтому часто датчики иначе называют лямбда зонд.

Понятие зонд применяется ввиду того, что датчик устанавливается непосредственно в систему отвода выхлопных газов, которые частично проходят сквозь поры датчика. 

Сразу заметим, что зачастую клапан вентиляции и лямбда зонд меняют одновременно. Поэтому автовладельцы, на вопрос, что сломалось в выхлопной системе автомобиля, отвечают — «клапан лямбда зонд», хотя данное выражение не совсем корректно.

Неисправности датчика кислорода: горит лямбда, основные симптомы и ошибки

Сенсор лямбда зонда изготовлен из оксида циркония с напыленными на него платиновыми электродами. Ресурс датчика небольшой, так как он эксплуатируется в температурном режиме 250 и более градусов Цельсия. Платиновые электроды выгорают, восстановлению лямбда-зонд не подлежит. К сокращению ресурса устройства и обрыву корректной работы ведут:

  • использование некачественного топлива;
  • попадание на зонд присадок, тосола, масла, других примесей;
  • механические воздействия.

На современных автомобилях применяют лямбда-зонды с нагревательным элементом. Помимо выгорания зоны платиновых электродов, неисправность датчика может вызвать отказ нагревателя, без которого работа датчика будет некорректна. Не всегда система самодиагностики автомобиля дает сообщение об ошибке «CHECK ENGINE», если возникла неисправность датчика кислорода.
Главные признаки неисправности лямбда зонда:

  • значительное увеличение количества потребляемого на единицу пути топлива;
  • нестабильная работа двигателя, запуск «на горячую» затрудняется;
  • повышенная токсичность и дымность выхлопных газов.

Как проверить лямбда зонд

Наиболее достоверный метод проверки лямбда датчика — компьютерная диагностика, в результате которой будут определены коды ошибок. Большинство диагностических устройств, работающих в OBD-стандарте, имеют функцию мгновенного измерения разности потенциалов датчика. Если амплитуда сигнала более 0,7 Вольта, значит датчик рабочий.

Как проверить датчик кислорода, если диагностический сканер отсутствует

 Клапан лямбда зонда

В этом случае можно воспользоваться обычным мультиметром, переключив его в режим измерения постоянных напряжений на предел 2 В. Первоначально измеряют амплитуду импульсов на сигнальных выводах при разогретом двигателе, частоте вращения около 2000 оборотов в минуту. Она должна быть в пределах 0,7 – 0,9 Вольта. Затем искусственно создают ситуацию избыточного поступления воздуха (подсоса). Амплитуда должна уменьшиться до 0,1 – 0,2 Вольта. Если результаты измерений другие, значит датчик кислорода неисправный.

Лямбда зонд: признаки неисправности есть, диагностика подтвердила выход лямбды из строя, что делать?

Оригинальный лямбда зонд для большинства автомобилей стоит немалых денег, его замена сопряжена с техническими трудностями: датчики обычно находятся в труднодоступных местах, посадочные зоны «прикаревают». В процессе эксплуатации автомобилей с бензиновыми двигателями, оснащенными катализаторами, часто принудительно удаляют фильтр катализатора. В таком случае исправный второй лямбда-зонд будет давать некорректный сигнал, часто блокирующий нормальную работу двигателя, особенно на больших оборотах.

Универсальный способ решения перечисленных проблем — установка новой лямбы. С ее помощью достигается двойной эффект:

  • улучшаются динамические характеристики двигателя, снижается токсичность выхлопных газов;
  • значительно уменьшается потребление топлива.

Если в выхлопной системе вашего автомобиля сгорел лямбда зонд или вы подозреваете что он умирает и скоро заглохнет — обращайтесь в наш сервис для быстрой замены кислородного датчика.

 

Комментарии (0):
Комментировать