Что необходимо знать о конструкции выхлопной системы?

29.11.2018

Система выхлопа служит для того, чтобы отводить от двигателя продукты сгорания топлива в цилиндрах. Хотя конструкция постоянно совершенствуется ведущими автопроизводителями, принцип работы десятилетиями остается неизменным.

Основные элементы

Топливно-воздушная смесь при горении приводит к появлению большого объема воздушной смеси, которые называют отработанными. Чтобы заполнить цилиндры двигателя машины очередной порцией топлива, смесь необходимо оперативно выводить наружу. Для этого и нужна выхлопная система. Также она подавляет шум, снижает токсичность выводимых газов и предотвращает проникновение их в салон авто. Рассмотрим, за что отвечает каждый элемент выхлопной системы: к ним относится выпускной коллектор, катализатор и глушитель.

Выпускной коллектор

Он состоит из набора цилиндров, которые соединяют камеру сгорания мотора с конвертером. Схема выхлопной системы не случайно содержит коллектор — основное его предназначение в том, чтобы передавать газы в каталитический нейтрализатор и забирать следующую порцию воздушной смеси.

Выпускной коллектор
Производители выпускают его из керамики или металла (нержавеющая сталь, чугун). Вторые изделия более долговечные, легче переносят воздействие агрессивных условий эксплуатации: контакт с воздушной смесью высокой температуры, вибрацию. Предпочтительнее всего стальной вариант — конденсат, который скапливается на его стенках, не вызывает появление коррозии. В то же время керамический коллектор меньше весит.

Каталитический конвертер (нейтрализатор)

В нем происходит химическая реакция, при которой образуются чистые соединения кислорода и оксид азота. Первый необходим для поддержания процесса сгорания остатков топлива, которые содержатся в газах. На выходе получается смесь, состоящая из диоксида углерода и оксида азота.

Каталитический конвертер (нейтрализатор)
Устройство выхлопной системы автомобиля сложно представить без нейтрализатора — он снижает содержание окиси углерода, уровня углеводородов в отработанных газах, а также уменьшает или удаляет полностью оксиды азота. Они загрязняют окружающую среду и снижают качество воздуха для дыхания. Но чтобы катализатор исправно выполнял свои функции, он должен быть исправным, а для этого следует использовать топливо высокого качества.

Внутри катализатора, заключенного в корпус из металла, расположен керамический блок. В нем находятся многочисленные каналы, и каждый изнутри покрыт платиной (часто с добавками редких металлов — например, родия, палладия или иридия). Материалы изготовления во многом определяют высокую стоимость этого элемента, но альтернатива есть — ленточный металлический катализатор. Его форма позволяет в несколько раз увеличить контактную площадь поверхности и отводимых газов.

Глушитель

Этот элемент снижает уровень шума, который возникает при выходе отработанных газов. В общем случае автомобильный глушитель включает в себя перфорированные патрубки, перегороди и теплоизолирующие материалы, а для соединения с нейтрализатором используется специальная трубка.

Глушитель
Глушители нужны, чтобы уменьшить скорость перемещения газов — они проходят через полости в трубках, за короткое время занимают доступное им пространство, а затем с помощью перегородок отражаются и двигаются в обратную сторону, в конце концов выходя наружу. Теплоизолирующий материал сдерживает ударные волны газов, оберегает от перегрева и снижает уровень издаваемого шума.

Если изоляция со временем перегорает, авто начинает «звучать» громче, доставляя неудобства владельцу транспортного средства и другим участникам дорожного движения, включая пешеходов. С другой стороны, часто встречается ситуация, когда автомобилисты намеренно устанавливают прямоточный глушитель («прямоток»), который позволяет издавать рычащие звуки, как у спорткаров.

Глушители изготавливают из обычной или нержавеющей стали сроком непрерывной эксплуатации 5-6 и 12-15 лет соответственно. Трубу часто дополняют наконечником из хромированной стали, но он играет декоративную роль.

Резонатор — вспомогательный элемент выхлопной системы

Параллельно с глушителями в устройство выхлопной системы часто входит резонатор. Он служит для первичного понижения звуковых колебаний выхлопа из камеры сгорания. Внешне резонатор очень похож на глушитель и в нем аналогично перенаправляются потоки выхлопа, увеличивается и уменьшается объем отработанных газов, подавляется шум.

Резонатор

Тюнинг и восстановление работоспособности в СЦ

Если в работе транспортного средства возникли проблемы, вы хотите сделать ремонт или тюнинг выхлопной системы, доверьте эти задачи специалистам сервисного центра «Мастер Глушителей». Запишитесь на ремонт или диагностику в Санкт-Петербурге по телефону 946-60-02 и мы обслужим вас с 10:00 до 23:00. У нас демократичные цены, к любой задаче мы подходим ответственно и профессионально.

Комментарии (0):
Комментировать