15.01.2019
Многие узнают о катализаторе, когда он выходит из строя. Ниже мы расскажем, что это за деталь, зачем она нужна и что делать, если она неисправна.
Что представляет собой автомобильный катализатор
Что такое катализатор в автомобиле? Его полное название — каталитический нейтрализатор. Это элемент выхлопной системы, отвечающий за концентрацию вредных веществ в выхлопных газах.
Для чего нужен автомобильный катализатор газа?
Он помогает снизить содержание токсичных компонентов: окиси углерода (CO), углеводородов (CH) и оксидов азота (NO и NO2).
Где находится катализатор, и какие конструктивные особенности имеет?
Катализатор расположен в выхлопной трубе (но иногда используется выражение "катализатор в двигателе"), в промежутке между двигателем и глушителем. Внизу он закрыт защитным экраном, который частично поглощает тепло (в работе эта деталь сильно нагревается).
Как выглядит каталитический нейтрализатор?
Катализаторы — это деталь, которая запускается в процессе движения авто, при работе двигателя вхолостую он не работает. Внутри корпуса находится специальная конструкция из металлических или керамических «сот», покрытых тонким слоем благородных металлов – например, платиноиридиевый сплав. Благодаря такой конструктивной особенности увеличивается плотность этого покрытия (каталитического слоя) с вредными газами перед их выходом наружу.
Как благородные металлы помогают бороться с токсичными веществами? Они вступают в химическую реакцию окисления с CO и CH. В результате из глушителя выходят достаточно безобидные для окружающей среды соединения CO2 и N2.
В тандеме с каталитическим нейтрализатором «трудятся» кислородные датчики. Это они определяют точную концентрацию веществ в горючей смеси. После этого элемента выхлопной системы расположен еще один датчик, который уже оценивает концентрацию газов поступающих в окружающую среду.
Такой подход к очистке выхлопных газов эффективный, но не совершенный. Так как наше устройство работает только при высокой температуре, то в процессе нагрева от него мало пользы.
Почему катализатор выходит из строя, как определить проблему?
У него есть три основных состояния:
- рабочее: когда авто работает нормально, на информационной панели отсутствуют сигналы об ошибках или неисправностях. Такое решение способно проработать намного меньше, чем оригинальная деталь — в среднем 70 тысяч километров, — но и стоит он меньше;
- полурабочее: авто работает с перебоями – пропадает тяга, долго и с трудом заводится двигатель, пропадают обороты, машина начинает потреблять больше топлива без видимых причин;
- нерабочее: автомобиль долго заводится и почти сразу глохнет, а иногда не заводится вовсе.
Когда автовладельцы узнают, как работает катализатор выхлопных газов — им становится понятно, что у даного устройства достаточно большой рабочий ресурс. Автомобиль может проехать от ста до ста пятидесяти тысяч километров прежде чем деталь придется заменить. В среднем срок эксплуатации составляет пять-семь лет. После этого основная проблема с катализатором заключается в том, что сотовая конструкция приходит в негодность и фильтр больше не может выполнять свое основное предназначение.
Но чаще выход из строя случается намного раньше из-за некачественного топлива. Недобросовестные продавцы бензина используют свинцовые добавки, чтобы получить необходимое октановое число. В результате при сгорании топлива температура поднимается выше привычной отметки и наше устройство перегревается сильнее положенного. То есть он просто быстрее выгорает, а «соты» забиваются.
Как поступить, если катализатор сломался?
Выход один — замена. Очень редко удается доказать, что она изначально была некачественная. Скорее всего продавец укажет на то, что вы использовали бензин низкого качества, а на последствия этого официальная гарантия не распространяется.
На замену в сервисном центре вам могут предложить:
- Универсальный катализатор, выполненный в виде «бочки»;
- Пламегаситель (он же предварительный резонатор), который не фильтрует, но выравнивает выхлопной поток газов и частично снижает громкость звуков.
Большинство автовладельцев, которые знают зачем используется катализатор в машине, при выходе этой детали из строя просто избавляются от него. Одни просто пробивают отверстие в корпусе, а другие полностью удаляют. На самом деле, экономить на установке новой детали не стоит: этим вы наносите огромный вред окружающей среде.
В случае появления симптомов неисправности детали, необходимо принимать решение о его замене, так как "умирающий" катализатор не просто не выполняет свои функции, но и влияет на стабильность движения автомобиля. Делая выбор в пользу нового устройства или его заменя, вы должны четко осознавать, какими будут последствия установки пламегасителя вместо катализатора!
Установка и замена
Если в работе транспортного средства возникли проблемы, и вы предполагаете, что это признаки неисправности каталитического нейтрализатора и хотите заменить вышедший из строя катализатор, обращайтесь к специалистам сервисного центра «Мастер Глушителей». Запишитесь на ремонт или диагностику в Санкт-Петербурге по телефону, указанному на сайте, и мы обслужим вас с 10:00 до 23:00. Ответственно подходим ко всем видам работ, решаем все вопросы быстро и по доступной цене, имеем большую базу запасных частей для автомобилей разных марок.
Статья проверена Смирновым Денисом Борисовичем – руководителем компании «Мастер глушителей». Опыт работы в сфере ремонта глушителей - 25 лет (сложные случаи, проектирование выхлопных систем, изготовление глушителей по чертежам). Имеет массу технических наработок, обладает инновационным подходом – постоянно посещает тематические выставки и передает свой опыт другим сотрудникам.
Комментарии (0):
Комментировать