Признаки забитого катализатора: как понять, проверить и что делать, если катализатор забился

Содержание статьи:

Забитый катализатор (полное название — каталитический конвертер) — распространенная неисправность в автотранспорте с большим пробегом. Этот узел установлен в выхлопной системе между выпускным коллектором и глушителем. Его главная задача — снижение уровня токсичности выхлопных газов.

Обычно первые признаки поломки наблюдаются после 150 или 200 тыс. км пробега. Но иногда проблема может проявиться и раньше. Сегодня разберем подробно: что происходит с машиной, когда забит катализатор, влияет ли это на расход масла и топлива, и как расшифровать ошибки ЭБУ.

Фото забитого катализатора:

Забитый катализатор

Признаки забитого катализатора

Классические симптомы неисправности — понижение динамики авто и заметное срезание мощности двигателя. Катализатор не должен создавать излишнего сопротивления выхлопу, но когда это происходит, снижается уровень максимальной скорости; машина вяло разгоняется во время обгона.

Дополнительные симптомы:

  • Специфический запах. Выхлопные газы пахнут тухлым яйцом (сероводород).
  • Плавают обороты. Стрелка тахометра дергается на холостом ходу.
  • Индикация. На панели горит «Чек».

Как определить забитый катализатор

Особенности дизельных двигателей

Отдельно стоит сказать про забитый катализатор на дизеле. В современных дизельных авто система очистки сложнее (включает сажевый фильтр), но и классический нейтрализатор там есть.

Если забился катализатор на дизеле, симптомы будут схожими, но с нюансами:

  • Признаки забитого катализатора на дизеле с турбиной включают пропадание тяги турбины. Из-за противодавления турбокомпрессор не может раскрутиться до нужных оборотов.
  • Повышенная дымность выхлопа (черный дым), так как нарушается смесеобразование.

Видео забитого катализатора:

Заведется ли машина, если катализатор забит?

Многих водителей в критической ситуации волнует вопрос: забит катализатор — заведется машина или нет? Все зависит от степени непроходимости сот.

  • Частичное засорение: Машина заводится, но тяжело (долго крутит стартер). На холостых работает неустойчиво, глохнет при нажатии на газ.
  • Полная закупорка: Если из-за забитого катализатора не заводится двигатель вообще, это значит, что выхлопным газам просто некуда выходить. Камера сгорания не очищается, новая порция смеси не поступает.

В итоге, что происходит с машиной когда забит катализатор наглухо? Она схватывает на секунду и тут же глохнет, либо не подает признаков жизни, создавая ощущение поломки топливной системы или зажигания.

Причины возникновения проблемы: роль масла

Почему же соты закупориваются? Помимо плохого топлива и разрушения от ударов, огромную роль играет моторное масло.

Может ли забить катализатор маслом? Однозначно да. Если в двигателе есть износ поршневой группы или маслосъемных колпачков, смазка попадает в камеру сгорания и вылетает в трубу.

Когда катализатор забит маслом, на его горячих сотах образуется маслянистый нагар, который спекается в твердую корку. Это работает в обе стороны: неисправный мотор убивает катализатор, а забитый катализатор убивает мотор.

Влияние на расход: топливо и масложор

Владельцы часто замечают изменения в потреблении жидкостей автомобилем. Разберем связь: забитый катализатор и расход масла, а также бензина.

1. Расход топлива

Забитый катализатор влияет на расход топлива напрямую. Поскольку мощность падает, водителю приходится сильнее давить на педаль газа, чтобы разогнать авто. ЭБУ (компьютер) видит нагрузку и льет больше бензина, но КПД мотора низкий. В итоге мы получаем повышенный забитый катализатор расход топлива (иногда на 2–3 литра выше нормы).

2. Масложор (расход масла)

Вопрос, влияет ли забитый катализатор на расход масла, более сложный.

  • Когда соты забиты, создается избыточное противодавление.
  • Это давление препятствует нормальной продувке цилиндров и давит на поршневые кольца.
  • В результате возникает масложор из-за забитого катализатора: кольца закоксовываются, теряют подвижность, и масло начинает проникать в камеру сгорания.
  • Часто водители жалуются: «У меня забит катализатор, жрет масло литрами». Это следствие нарушения газодинамики.
  • Жор масла из-за забитого катализатора может также провоцироваться выдавливанием сальников из-за повышенного давления картерных газов, которым некуда деваться.

Так что, расход из-за забитого катализатора растет по всем фронтам: и бензин улетает, и масло приходится доливать.

Другие последствия: Катализатор забил глушитель

Опасная ситуация возникает, когда керамика внутри корпуса начинает разрушаться. Куски сот вылетают дальше по тракту под напором газов. В итоге случается так, что катализатор забил глушитель (основную банку или резонатор).

Это приводит к тому, что даже после удаления самого катализатора машина «не едет», так как пробка переместилась ниже по системе. При ремонте нужно обязательно проверять всю трассу.

Признаки забитого катализатора

Диагностика ЭБУ: Ошибки и коррекции

Как понять, что проблема именно в экологии, с помощью электроники?

Коды ошибок

Если загорелся Check Engine, нужно считать коды сканером. Какая ошибка при забитом катализаторе появляется чаще всего?

  • P0420 (для банка 1) и P0430 (для банка 2) — Эффективность системы каталитического нейтрализатора ниже порогового уровня. Это классическая ошибка забитого катализатора или его деградации.
  • Реже встречаются ошибки по медленному отклику лямбда-зондов (P0133 и аналоги).

Топливные коррекции

Если ошибок пока нет, но есть подозрения, грамотный диагност смотрит на параметры в реальном времени. Забитый катализатор и топливные коррекции связаны тесно.

Обычно при забитом выхлопе ЭБУ пытается скорректировать смесь. Краткосрочные и долгосрочные коррекции могут уходить в «плюс» (обогащение смеси) из-за неправильных показаний датчиков кислорода, которые перегреваются или «задыхаются» в выхлопных газах. Анализ осциллограммы лямбда-зондов также покажет прямую линию вместо синусоиды на втором датчике (или повторение сигнала первого).

Способы проверки (с инструментами и без)

Существует три наиболее распространенных метода диагностики.

1. Визуальный осмотр (со снятием).
Полный демонтаж рабочего узла и осмотр на просвет. Сквозь исправные соты свет проходит хорошо. Если света не видно вообще — элемент забит наглухо.

 

2. Измерение противодавления (манометром).
Вместо первого лямбда-зонда вкручивается манометр.

  • Норма: 0,3 кгс/см² при 2500 об/мин.
  • Если манометр показывает выше 0,5 кгс/см² — узел неисправен.
  • Свыше 200 кПа (2 кгс/см²) — критическое засорение, эксплуатация запрещена.

3. Мотор-тестер.
В цилиндр вместо свечи вкручивается датчик давления. Анализируется график (осциллограмма) выпуска газов. Это самый точный метод без разбора системы.

Что включает в себя ремонт

Если диагностика (ошибки, манометр, симптомы) подтвердила проблему, есть несколько путей:

  • Замена на оригинал. Самый дорогой способ (от 10 до 120 тыс. руб.).
  • Универсальный аналог. Установка качественного ремонтного блока (керамика или металл). Хороший баланс цены и сохранения экологического класса.
  • Пламегаситель + прошивка. Удаление катализатора, вварка пламегасителя и перепрошивка под Евро-2 (чтобы погасить ошибки и скорректировать топливоподачу). Самый бюджетный вариант, но повышается токсичность выхлопа.

Какие бы проблемы у вас ни возникли — масложор, ошибки P0420 или потеря тяги, обращайтесь в «Мастер глушителей». Мы проведем комплексную диагностику, проверим, не забил ли катализатор глушитель, и предложим оптимальное решение для вашего авто.

  • Работаем с бензиновыми и дизельными двигателями.
  • Собственный склад запчастей.
  • Звоните и записывайтесь: с 10:00 до 19:00 (до 23:00 по записи).

Комментарии (0):
Комментировать