06.02.2021
Прошивка двигателя, называемая также чип-тюнингом, часто используется автолюбителями с целью увеличения скорости и динамических характеристик автомобиля, как альтернатива серьезной переработке мотора, требующей внушительных трат. Некоторые владельцы с самого момента покупки авто выделяют часть своего бюджета на чип-тюнинг, чтобы сразу модернизировать блок управления. Однако не всегда получается так, что результат оправдывает ожидания.
Наиболее распространенный вариант усовершенствования подразумевает увеличение мощности двигателя автомобиля. Как считается, это повлечет за собой и другие преимущества — уменьшение расхода горючего, рост тяги на малых оборотах. Сам процесс перепрошивки отнимает не более часа — мастер подключается к электронной «начинке» автомобиля и производит необходимые операции.
Откуда появляются скрытые ресурсы после перепрошивки двигателя автомобиля?
В то время как есть множество любителей тюнинга, не меньше и тех автовладельцев, которые считают, что производителю виднее, какая мощность для мотора оптимальна, и поэтому вмешиваться не стоит — объясняя это вероятностью поломки.
На самом деле ситуация обстоит несколько иначе, и сторонники перепрошивки двигателя это понимают. Разработчики автомобиля имеют массу причин искусственно снизить мощность серийного мотора, например:
- Чтобы вписаться в требования по экологичности (это основная причина);
- Чтобы продемонстрировать экономичность авто;
- Чтобы двигатель попал в другую налоговую категорию, и т.д.
Вспомним старые карбюраторные машины, например, ВАЗ 2108 — многие автолюбители до сих пор с ностальгией вспоминают то, насколько они хорошо отзывались на нажатие педали газа. Впрочем, и более новые инжекторные авто при более низких экологических требованиях были мощнее, чем сегодня. Текущие эко-нормы «Евро-6» существенно ограничивают доступную мощность автомобильных движков.
Степень ограничений варьируется для каждой конкретной модели — оно может быть совсем незначительным или же довольно сильным. В первом случае модернизировать авто не имеет смысла, так как водитель даже не ощутит разницы.
Нюансы, которые следует знать перед прошивкой двигателя:
- Сложно выжать большой прирост мощности из атмосферного движка;
- Как правило, увеличение показателей не превышает отметку в 10%;
- Если мотор изначально позиционируется как спортивный, то перепрошивать его может быть бессмысленно, так как прирост составит не более 6% мощности;
- Из турбодизелей и наддувных бензиновых двигателей можно «выжать» значительно больше — до 30% (особенно при условии, если мотор изначально был дефорсирован изготовителем.
Кроме максимально возможного показателя мощности, чип-тюнинг позволяет скорректировать и другие параметры. Например, уменьшить задемпфированность акселератора или заставить двигатель воспринимать другой тип горючего (скажем, 95-й вместо 98-го).
Разновидности чип-тюнинга двигателя
Перепрошивку условно делят на две большие категории: тюнинг с использованием родного блока управления, или же с использованием внешних устройств. Разновидности внешних устройств, предназначенных для этой цели:
- Chipbox (или tuning box, обманка) — прибор, который подключают к разъемам в проводке под капотом. Он призван перехватывать и подменять сигналы между датчиками и ЭБУ. Таким образом можно повысить мощность, однако требуется постоянный контроль, так как устройство может нарушить процесс определения рабочих параметров.
- Pedal Booster (бустер педали газа). Подключается в разрыв цепи электронной педали акселератора. Делает машину более мощной, но только по ощущениям, так как увеличивает отдачу при нажатии на педаль. Фактическую мощность работы не увеличивает.
- Piggy-back (вспомогательный блок). Этот блок, как и родной, дает возможность полноценной настройки и программирования. Тем временем вся бортовая электроника и иммобилайзер продолжают работать от основного. Вариант недешевый, но при правильно написанной программе может быть самым эффективным.
- Stand-alone. Подразумевает полную замену родного блока управления новым, обладающим расширенным потенциалом для настройки. Такая процедура, как правило, не оправдывает себя для простого автомобилиста — слишком дорого и сложно.
Из соотношения цена/результат большинство людей останавливаются на вариантах №1 и №2. Первый — для фактического увеличения мощности авто, а второй — для улучшения ощущений от управления.
Плюсы и минусы перепрошивки
Прошивка дизеля или бензинового двигателя — неоднозначная процедура, которая имеет и сторонников, и противников. Рассмотрим обе стороны вопроса.
Преимущества:
- Улучшение маневренности машины, что особенно хорошо ощущается в потоке на трассе;
- Изменение в лучшую сторону динамических характеристик, а также рост чувствительности педали газа;
- Возможность доработки и подстройки автомобиля под какие-либо технические изменения — замена железа, удаление катализатора, добавление резервных лошадиных сил.
Недостатки:
- При непрофессиональном вмешательстве высока вероятность поломки — иногда мастер не может правильно отрегулировать топливную смесь, из-за чего она становится слишком «бедной» или «богатой», что приводит к неисправностям двигателя;
- Опытным путем рассчитано, что перепрошивка мотора, какой бы профессиональной она ни была, примерно на 4% снижает ресурс эксплуатации техники;
- В некоторых случаях большую роль играет стоимость процедуры.
Не стоит гнаться за низкой ценой (около 500-1000 рублей). Действительно качественная прошивка, проведенная специалистом не может стоить дешевле 2500 рублей для российских автомобилей и 3000 для иномарок. Двигатель автомобиля после перепрошивки ЭБУ у профессионалов своего дела будет радовать вас всё время эксплуатации и обновление прошивки полностью оправдает свою стоимость!
Также изначально обдумайте и посоветуйтесь с экспертом, стоит ли вам перепрошивать дизельный или бензиновый двигатель, даст ли это существенное улучшение, или будет просто неоправданным риском. И конечно, выбирайте автосервис с хорошей репутацией. Некоторые пытаются прошивать авто своими руками, но ни к чему хорошему это обычно не приводит, только в случае везения.
Как делается прошивка двигателя
Особенность перепрошивки в том, что сама процедура не занимает много времени, поэтому кажется на первый взгляд простой, однако на самом деле понимание того, как и что следует делать, может занять несколько дней.
Первым делом определяется цель, ради которой всё затевается, например:
- Увеличение мощности авто;
- Доработка в связи с заменой заводского железа;
- Снижение расхода топлива.
Потребуется ноутбук с заранее настроенными программами, а также специальный кабель, позволяющий подключиться к OBD порту машины.
Блок управления в разных машинах расположен по-разному — под сиденьем, под капотом или даже в багажнике. Самый доступный и удобный вариант — когда ЭБУ находится в передней части автомобиля.
Ключевые этапы перепрошивки — считывание имеющейся информации, доработка программного обеспечения, обратная заливка готового ПО, тестирование результата.
Если у вас возникло желание перепрошить двигатель автомобиля в Санкт-Петербурге, то вам помогут мастера нашего автосервиса. У нас большой опыт в этом вопросе, и результат будет намного лучше, чем если проводить процедуру самостоятельно по советам с форумов.
Статья проверена Смирновым Денисом Борисовичем – руководителем компании «Мастер глушителей». Опыт работы в сфере ремонта глушителей - 25 лет (сложные случаи, проектирование выхлопных систем, изготовление глушителей по чертежам). Имеет массу технических наработок, обладает инновационным подходом – постоянно посещает тематические выставки и передает свой опыт другим сотрудникам.
Комментарии (0):
Комментировать