Прошивка ЭБУ

02.12.2020

Любой современный автомобиль представляет собой сложную систему, состоящую не только из механических, но и из электронных компонентов. При этом вторые имеют ничуть не меньшее значение. Электроника получает и отправляет сигналы, связывая между собой все системы и датчики авто. Сегодня рассмотрим такую тему, как прошивка ЭБУ (электронного блока управления) — что входит в этот процесс и для чего обычно применяют данную меру.

Прошивка ЭБУ автомобиля

Что дает перепрошивка ЭБУ

Правильным образом проведенный чип-тюнинг поможет сделать передвижением более комфортным за счет улучшения плавности работы механизмов. Кроме того, возможно повышение крутящего момента, снижение затрат топлива и увеличение мощности ДВС при помощи правильной калибровки и перепрошивки управляющего блока.

Однако следует понимать, что постоянные перенастройки, особенно выполняемые не профессионалами, негативно отразятся на состоянии техники. Лучше вдумчиво сделать это один раз и в дальнейшем наслаждаться комфортной работой авто.

В ходе прошивки машины корректируются несколько тысяч параметров, от которых зависит качество работы автомобиля. Например:

  • Показатели угла опережения зажигания;
  • Параметры запуска мотора;
  • Критерии подачи топливной смеси и пр.

Корректировки вносятся с помощью специального диагностического программатора, который подключается к разъему ЭБУ при помощи соответствующего провода. Для этого не требуется выпивать и демонтировать плату бортового компьютера. Некоторые автомобили не позволяют подключить программатор и изменить какие-либо параметры.

Примечательно, что при изменении настроек всегда сохраняется в памяти заводской вариант. Можно сбросить компьютер до дефолтных параметров, если что-то пойдет не так.

Какие прошивки бывают

Самые качественные прошивки — у производителей оборудования из Германии и Америке, а также из других западных стран. В Российской Федерации значительно меньше по-настоящему хороших вариантов – это отчасти объясняется тем, что производители ставят на авто защиту от перепрограммирования еще на заводе. Чтобы ее обойти, потребуется дорогое профессиональное оборудование, которое есть только в лучших автосервисах.

Возможно ли выполнить прошивку самому и как это сделать

В целях экономии многие автовладельцы пытаются выполнить перепрошивку автомобиля своими руками. Это допустимо только в том случае, если вы отлично разбираетесь и в автомобилях, и в особенностях программирования. Рассмотрим основные методы чип-тюнинга.

Прошивка мозгов автомобиля

Чип-боксинг

Наиболее простой путь, применимый для новичков. Необходимо подобрать подходящий чип-бокс исходя из конкретных показателей двигателя своего автомобиля. Бокс подключается к авто через обычный диагностический вход электронного блока управления, после его проводится последующая настройка установленным устройством. Достаточно отключить бокс от разъема, чтобы возвратить авто к заводским настройкам.

Данный метод способен ощутимо улучшить показатели работы двигателя, однако при этом может сократить продолжительность эксплуатации механизмов.

Самостоятельная перепрошивка чипа

Важно понимать, что суть работы с чипом — не в том, чтобы подменить входящие сигналы, а в том, чтобы заставить электронику работать на новых сигналах. Работа достаточно тонкая и сложная, которая, кроме того, требует наличия определенного оборудования и ПО. Что понадобится для прошивки мозгов авто:

  • Ноутбук, рекомендуется с лицензионным программным обеспечением.
  • Прошивка. К ее выбору следует относиться ответственно и брать либо ту, которая уже проверена знакомыми на аналогичном автомобиле, либо официальную от производителя.
  • Программатор. Прибор (довольно дорогостоящий), при помощи которого непосредственно и проводится прошивка. Его можно взять в аренду.
  • Адаптеры. Необходимы для присоединения программатора к порту машины.

Самостоятельная прошивка автомобиля

На момент начала работы двигатель должен работать абсолютно исправно. Также позаботьтесь о стабильном доступе к электросети, чтобы ноутбук не разрядился в самый ответственный момент. Порядок действий по перепрошивке электронного блока управления:

  1. Включить компьютер, на который установлены подходящие драйвера.
  2. Подключить программатор к ноутбуку.
  3. Выключить зажигание.
  4. Подключить к диагностическому порту колодку адаптера.
  5. Включить ноутбук, затем активировать зажигание.
  6. Запустить программное обеспечение и выбрать ошибки, которые нужно устранить.
  7. Подождать завершения работы.
  8. Запустить файл, содержащий новую прошивку.
  9. Подождать, пока новое ПО установится.
  10. Выключить на пять минут зажигание.
  11. Включить зажигание и программно проверить наличие ошибок.

Если ошибки все же остались, возможно придется повторить операцию или подыскать другую прошивку. Если ошибок нет, можно запустить машину и проверить качество ее работы.

Недостатки вмешательства в ЭБУ

Необходимо обладать навыками и опытом работы, чтобы качественно прошивать автомобили. Это действительно очень важно. Также только квалифицированный мастер сможет подобрать настройки, идеально подходящие для конкретной машины, чтобы процедура обновления принесла только пользу, а не дополнительные проблемы.

Экономия при собственноручном выполнении задачи минимальна. А если действие будет выполнено неправильно, то последующий ремонт обойдется даже дороже.

10 заблуждений про чип-тюнинг автомобилей

  1. Пропадает гарантия производителя. На самом деле: если все сделано по инструкции, то официальный дилер никогда не заметить модификации.
  2. Возрастает расход топлива. На самом деле: расход должен уменьшиться. Миф об увеличении произошел на основе того, что большинство людей после тюнинга начинают ездить активнее и агрессивнее.
  3. Исчерпывается ресурс двигателя. На самом деле: никакого радикального воздействия на мотор не указывается (при грамотном выполнении перепрошивки).
  4. Изменения нельзя откатить. На самом деле: всегда остается резервная копия дефолтных настроек, которую можно восстановить.
  5. При смене прошивки ПО в блоке кардинально меняется, либо нужна физическая перепайка. На самом деле: процесс схож с переустановкой операционной системы на компьютере. Компьютер при этом остается невредимым.
  6. Помимо ЭБУ двигателя требуется прошивать ЭБУ АБС, АКПП и иных блоков. На самом деле: всё зависит от ситуации, иногда это требуется, но далеко не всегда.
  7. Машина будет работать на износ. На самом деле: некачественные прошивки и правда этим грешат. Но если специалист сделал все правильно, то прошивка будет хорошо прокатана и сбалансирована, переживать не о чем.
  8. Заводские настройки – оптимальные, их не нужно менять. На самом деле: производители зачастую вынуждены целенаправленно занижать характеристики авто из-за требований экологии. В стремлении сделать автомобиль соответствующим мировым нормами завод устанавливает дополнительные датчики, клапаны, катализаторы, а также программно понижать мощность мотора.
  9. Перепрошивка «мозгов» не имеет смысла, если авто не оборудовано турбиной. На самом деле: довольно часто процедуру проводят и на машинах без турбины, хотя с ней процесс определенно интереснее. Можно снизить вероятность кик-дауна, повысить эластичность частичного нажатия на педаль газа, сгладить турбояму.
  10. Прошивка автомобиля с бензиновым двигателем не возымеет действия. На самом деле: прошивок очень много и под любые виды авто.

Прошивка автомобиля

Часто задаваемые вопросы про перепрошивку мозгов авто

Зачем нужна предварительная диагностика?

Чип-тюнинг можно делать исключительно на исправном двигателе. Поэтому необходимо убедиться в его нормальном состоянии перед началом работы.

Возможна ли прибавка мощности в несколько раз, как обещают некоторые специалисты?

Нет. Любое обещание прибавки мощности в 5-10 и больше раз – явный обман.

Какие наиболее распространенные причины для прошивки ЭБУ?

При удалении катализатора, при глюках иммобилайзера, для снижения расхода бензина, для улучшения динамических характеристик машины.

Плюсы и минусы смены прошивки?

Плюсы чип-тюнинга:

  • быстрая модернизация;
  • увеличение мощности мотора без серьезных технических вмешательств;
  • повышение плавности движения;
  • возможность быстрого сброса до заводских настроек;
  • программа может «заточить» двигатель авто под другой вид топлива (к примеру, под 92 вместо 95);
  • подходит и для гарантийных машин;
  • позволяет снять ограничение скорости;
  • помогает устранить ошибки двигателя;
  • есть много разных прошивок под любые автомобили.

Минусы:

  • если на ВАЗ стоимость перепрошивки не бьет по карману, то на иномарках это обходится заметно дороже;
  • при неквалифицированном вмешательстве возможны отрицательные последствия: увеличение расхода бензина, усиление износа мотора и даже сгоревший электронный блок.

Вместо того, чтобы перепрошивать автомобильный ЭБУ своими руками, предлагаем обратиться за диагностикой и калибровкой в наш автосервис в Санкт-Петербурге. Контакты вы найдете на сайте — свяжитесь с нами прямо сейчас.

Смирнов Денис Борисович – руководителем компании «Мастер глушителей».
Об эксперте

Статья проверена Смирновым Денисом Борисовичем – руководителем компании «Мастер глушителей». Опыт работы в сфере ремонта глушителей - 25 лет (сложные случаи, проектирование выхлопных систем, изготовление глушителей по чертежам). Имеет массу технических наработок, обладает инновационным подходом – постоянно посещает тематические выставки и передает свой опыт другим сотрудникам.

Комментарии (0):
Комментировать