20.05.2022
Для расчета возможной нагрузки двигателя в автомобиле используется такое устройство как ДАД (датчик абсолютного давления); он также известен как MAP (manifold absolute pressure). Сведения, поступающие с этого датчика, используются электронным блоком управления наряду с остальными зондами, чтобы рассчитать адекватное количество горючего для поступления в цилиндры.
Какая норма давления должна быть во впускном коллекторе, и почему важно контролировать данный показатель?
Любые агрегаты, и двигатель внутреннего сгорания – не исключение, требуют регулярного технического обслуживания и диагностики для предупреждения неисправностей. Один из наиболее простых и в то же время эффективных способов диагностики ДВС – анализ уровней давления во впускном и выпускном коллекторах.
Разрежение на впуске зависит от силы воздушного напора, а он, в свою очередь, от таких факторов, как:
- Герметичность камер сгорания мотора;
- Сопротивление воздушного фильтра;
- Качество установки фаз газораспределения;
- Герметичность впускного коллектора;
- Плотность прилегания клапанов к их седлам и пр.
Проверить давление впускном коллекторе помогает измерение разрежения при помощи вакуумметра. Таким образом оценивается общее состояние ДВС, в ходе сравнения между нормальной величиной и имеющимся относительным разрежением. Более точные и полные сведения дает изучение кривой пульсирующего разрежения в трубках на впуске.
Во многих авто нормальным показателем абсолютно давления считается 20-30 кРа (килопаскалей), разрежение – 70-80 kPa. Однако точные показатели для своего мотора уточняйте в инструкции, у производителя или у специалистов-механиков.
Как устроен ДАД
Датчик абсолютного давления встречается в основном двух видов:
- Широко распространенные аналоговые. Тут все предельно просто – напряжение пропорционально нагрузке двигателя;
- Цифровые. Помогают узнать, какое абсолютное давление во впускном коллекторе, в Ford EEC IV или подобных системах.
Цифровой сенсор отправляет с определенной частотой прямоугольные сигналы. Если нагрузка растет, то растет и частота, снижается промежуток между импульсами. Поскольку ЭБУ не нужно трансформировать сигнал из аналогового в цифру, то обработка данных происходит очень быстро.
Сам датчик включает в себя две камеры, которые разделены гибкой диафрагмой. Однако из них соединена с атмосферой или же герметична, то есть по сути является эталоном. Другая же соединяется напрямую или через шланг со впускным коллектором. Электронная схема внутри зонда отслеживает атмосферное давление, оказываемое на диафрагму.
Устройство устанавливается на любые виды авто: ВАЗ, Ока, Хонда, Шевроле Реззо и пр.
Причины низкого разрежения (повышенного давления)
Чем выше разрежение, тем ниже абсолютное давление в авто, и наоборот. Рассмотрим причины, по которым может возникать данная проблема. Их довольно много. От того, какое давление во впускном коллекторе, зависит качество работы автомобиля и скорость его износа.
- Плохая компрессия. Нередко случается при излишней вязкости масла, недостатке смазки зеркала цилиндров. Получается, что в цилиндры мотора приходит воздух из картера сквозь зазор между цилиндром и поршнем, увеличившемся в размере.
- Прогорели выпускные клапаны. В результате определенная доля отработанных газов возвращается в цилиндр, разрежение падает и давление становится высоким. Чтобы выявить конкретный проблемный цилиндр, задействуют измерение компрессии.
- Клапаны на впуске плохо прилегают, износ пружин, заедание клапанов или их износ. Часть топливовоздушной смеси выдавливается от цилиндра назад в коллектор. Если производить в этот момент измерения, можно увидеть, что после отключения свечи неисправного цилиндра стрелка вакуумметра прекратит колебаться.
- Неисправные свечи зажигания или пропуски зажигания в цилиндре.
- Неправильное соотношение воздуха и топлива в ТВС (переобогащенная или переобедненная смесь).
- Задержка этапов газораспределения.
- Повреждение прокладки ГБЦ. Из-за пробития прокладки головки блока цилиндров выхлоп перемещается между цилиндрами. При этом не обязательно, что в расширительном бачке появятся пузыри.
- Забитый катализатор или другие варианты заблокированного выпускного тракта. Тогда при первичном пуске мотора показания вакуумметра падают примерно до 5 kPa, а потом резкими скачками растут.
Можно оценить сопротивление катализатора при помощи лямбда-зонда, чтобы определить, мешает ли он отводу выхлопных газов. Проверка заключается в отключении датчика кислорода (если в машине их два, выкручивать следует тот, который располагается перед катализатором). Далее вместо лямбда-зонда нужно ввернуть переходник, а к нему присоединить манометр. Нормальный показатель – не более 100 кПа на манометре при холостом ходе, а с нагрузкой 2500 оборотов – максимум 20 кРа.
Давление во впускном коллекторе на холостом ходу и подсос воздуха
При диагностике важно убедиться, что датчик, на который ориентируются во время измерения, исправен. Следует тщательно проверить сам датчик, его проводку, уровень подаваемого напряжения. Впрочем, зонды выходят из строя не слишком часто. Альтернативный способ проверки его работоспособности:
- Нажать на холостом ходу педаль газа;
- Удерживать обороты на 2-3 тысячах;
- Следить за сигналом датчика — он должен немного подскочить, после чего снизиться до 22-26 кРа, затем оставаться на этой цифре графика до тех пор, пока педаль не будет отпущена.
Итак, если датчик исправен и действительно показывает повышенное давление, то следует искать причину и принимать меры. Основные возможные причины уже перечислены выше, но хотелось бы затронуть еще тему подсоса воздуха.
Повышенное абсолютное давление во впускном коллекторе дизеля или бензинового двигателя владельцы часто по ошибке объясняют подсосом воздуха и начинают его искать. Логика такая, что в коллектор попадает больше воздуха, чем нужно, следовательно, давление растет.
На самом деле, как мы уже выяснили, причин может быть масса, и лучше начать с проверки перечисленных моментов, чем сразу же искать подсос. Обороты на холостом ходу неизбежно возрастают, если имеет место подсос воздуха. Тогда ЭБУ делает попытки занизить их, снижая прохождение воздушных масс через РХХ (регулятор холостого хода). Таким образом, достаточно посмотреть на шаги РХХ, чтобы определить наличие подсоса без каких-либо устройств по указанным признакам.
Три подсказки по определению причины повышения давления – виноват ли подсос, или нужно искать другую неисправность:
- Если абсолютное давление воздуха во впускном коллекторе выше нормы, но при этом шаги регулятора холостого хода не падают до нуля, то никакого подсоса, скорее всего, нет;
- Если шаги РХХ опустились почти до нулевого значения, то имеет место достаточно мощный подсос;
- Если РХХ полностью закрыт и ЭБУ не имеет возможности регулировать поступление воздушных масс, то давление в таком случае тоже может возрастать. Это тоже работает вследствие сильного подсоса, такого, который даже можно обнаружить по звуку.
Заключение
Подводя итог — если регулятор холостого хода не снизил шаги до нулевого или почти нулевого значения, то маловероятно, что в повышении давления на впуске виноват подсос воздуха.
Советуем узнать у специалистов, какое давление должно быть во впускном коллекторе вашего авто при езде или на холостому ходу, чтобы иметь возможность его контролировать. При возникновении проблем обращайтесь в наш сервис ремонта глушителей, где опытные мастера помогут с консультацией, диагностикой и ремонтом коллектора.
Статья проверена Смирновым Денисом Борисовичем – руководителем компании «Мастер глушителей». Опыт работы в сфере ремонта глушителей - 25 лет (сложные случаи, проектирование выхлопных систем, изготовление глушителей по чертежам). Имеет массу технических наработок, обладает инновационным подходом – постоянно посещает тематические выставки и передает свой опыт другим сотрудникам.
Комментарии (0):
Комментировать