Прогорел коллектор: что делать?

10.11.2022

Прогоревший коллектор — довольно частая проблема, поэтому она заслуживает того, чтобы ее обсудить. Начнем с того, кто коллектор — это элемент автомобильной системы, который играет важную роль в отводе от двигателя отводимых газов и улучшении продувания рабочих камер. В процессе работы компонент подвергается постоянному воздействию давления газов и высоких температур.

Прогоревший коллектор

Одной стороной деталь прикреплена к ГБЦ (головке блока цилиндров), а другой соприкасается с катализатором или же непосредственно выхлопной трубой. Коллектор оснащен прокладкой, которая не дает отводимым газам попадать к клапанам. Газы из-за своего высокого температурного режима и давления могут спровоцировать возгорание компонентов агрегата.

В статье мы рассмотрим почему прогорает покладка выпускного коллектора, и что делать в случае если прогоревший выпускной коллектор не дает наслаждаться комфортным вождением автомобиля.

Прогорел коллектор: симптомы, причины, последствия

Если в автомобиле прогорел коллектор, замечают следующие симптомы:

  • Подозрительные звуки из моторного отсека;
  • Проблемы с запуском мотора;
  • Неприятный запах выхлопных газов внутри салона.

Это — явные причины как можно скорее осмотреть выхлопную систему на предмет неисправностей.

Коллектор нуждается в замене довольно редко, потому что изготавливается из аустенитной стали высокой прочности. Частая причина поломки — это попадание влаги на раскаленную поверхность, из-за чего быстро образуются трещины. Однако самое «слабое звено» — прокладки. Из-за продолжительной эксплуатации или низкокачественного материала они часто изнашиваются. Впрочем, по большей части сейчас эти устройства производятся из довольно прочного материала: асбест, армированный сталью. И все же профессионалы рекомендуют периодически делать замену по избежание непредвиденных ситуаций.

Прогорел коллектор: симптомы

Если прогорела прокладка коллектора или если другая причина, по которой в начале тракте выпускной системы утеряна герметичность, то в выхлопную трубу подсасывается воздух. Это связано с особенностями работы двигателя — тактами. Далее — лямбда зонд (датчик кислорода) определяет содержание кислорода в выхлопе и отправляет эту информацию в ЭБУ, который на основе этих данных обедняет или обогащает топливовоздушную смесь.

Если на датчик попадает воздух извне, то в таких условиях ЭБУ определяет ТВС как бедную и начинает ее обогащать. В результате она не успевает сгорать, увеличивается расход топлива, начинаются проблемы с началом движения, свечи залиты. Если несгоревшее топливо попадает в глушитель или каталитический нейтрализатор, то они могут оплавиться и стать непригодными к эксплуатации. Все эти неприятности могут случиться из-за, казалось бы, мелочи — прогоревшего выпускного коллектора или старой прокладки.

Прогорел выпускной коллектор – что делать

Начнем с рассмотрения самого распространенного повода — износа прокладки. Как ее заменить? Для этого потребуются такие инструменты и материалы, как крестовая и шлицевая отвертки, небольшой шпатель или же нож (подцепить старую прокладку для снятия), комплект накидных ключей, резервуар для слива незамерзайки, WD-40 или иная жидкость против коррозии, сухая тряпка.

Инструкция по замене (может не сильно варьироваться в зависимости от модели автомобиля; например, на ВАЗ нужно обязательно с самого начала слить антифриз, в противном случае он попадет во впускные окна мотора):

  1. Открыть капот, удалить карбюратор и воздухозаборник. Интересующая нас деталь — сразу под ними;
  2. В современных моделях авто коллектор прикрыт еще специальным термоэкраном, который тоже нужно снять;
  3. Открутить коллектор (крепится болтами на цилиндрах и выхлопной трубе). Вытащить элемент;
  4. С большой вероятностью уплотнитель пригорел, поэтому нужно тщательно вычистить поверхность и удалить все его остатки, прежде чем ставить новую. Поможет ножик или шпатель. Чистить нужно очень тщательно, до блеска;
  5. Очищенное пространство покрыть смазкой на основе графита. Также следует обработать ею элементы крепежа;
  6. Зафиксировать новую прокладку коллектора и собрать всё в обратном порядке.

Теперь о том, как быть, если проблема в том, что прогорел выпускной коллектор или в нем появилась трещина. Следует сразу отметить, что без опыта чинить такую поломку не рекомендуется, для безопасности лучше прибегнуть к помощи специалистов. Большинство трещин хорошо видны невооруженным глазом. Не беспокойтесь, если трещина большая — это даже лучше, будет легче ее латать. При микроскопических трещинках нужно еще искать, откуда происходит утечка.

Прогорел выпускной коллектор

Несвоевременно поврежденный участок шлифуют наждачной бумагой, чтобы полностью устранить загрязнения и ржавчину. Наждачка, помимо прочего, оставит на поверхности мелкие царапины, которые сыграют положительную роль, если мастер будет заделывать повреждение средством на основе эпоксидной смолы.

Существуют специальные термопасты для ремонта металлических частей в автомобилях. Если используется такая паста, следует брать ту, которая рассчитана на температуру 650 градусов Цельсия и выше. В составе пасты обычно присутствует эпоксидная смола. Ей замазывается трещина. Ничего страшного, если пасты будет нанесено больше, чем нужно — после застывания излишки отшлифуются. Затвердевание происходит примерно в течение суток.

Прогорел впускной коллектор. Прокладка впускного коллектора — что делать

Впускной коллектор отвечает за подачу воздуха в цилиндры двигателя. Участвует в подаче правильной ТВС, наряду с воздухозаборником и дроссельной заслонкой. Включает в себя несколько основных компонентов, в том числе резервуар (патрубок) для нагнетания воздуха и направляющие, которые распределяют полученный воздух по ГБЦ.

Прогорел впускной коллектор. Прокладка впускного коллектора — что делать

Как понять, что имеется проблема? Неисправность впускного коллектора можно обнаружить по таким признакам, как:

  • Снижается производительности авто;
  • Проблемы с охлаждением;
  • Утечка жидкости. Не путайте с конденсатом от кондиционера летом — впрочем, перепутать сложно;
  • Автомобиль периодически глохнет на низких оборотах;
  • Перерасход топлива.

Не рекомендуется продолжать ездить с неисправным впускным коллектором. Доехать до сервиса можно, но не более того. Длительная эксплуатация автомобиля в таком состоянии может привести к серьезным последствиям, вплоть до аварии. Также не следует пытаться провести ремонт самостоятельно, если только вы не опытный механик, иначе велик риск совершить ошибки на этапе разборки, починки и сборки.

Как менять уплотнитель, если проблема в нем, мы уже рассказывали выше, здесь принцип такой же. Очень важно очистить поверхность, чтобы не осталось ни одного следа старой прокладки, и только потом устанавливать новую.

Если у вас прогорела прокладка выпускного коллектора, вы можете попробовать разобраться с данной проблемой сами, однако лучше обращайтесь за помощю к профессионалам.

Заключение

Мы разобрались, может ли прогореть прокладка выпускного коллектора, а также впускного, и какие признаки у такого рода неисправностей. Внимательно следите за состоянием автомобиля, особенно если он уже не новый — к сожалению, ничто не вечно, и запасные части нередко изнашиваются, нуждаясь в своевременной замене. Любые посторонние звуки, которых раньше не было, должны насторожить. А за качественным ремонтом и диагностикой авто приглашаем обращаться в наш cервис ремонта глушителей «Мастер глушителей», где работают мастера с многолетним опытом обслуживания выхлопных систем.

Смирнов Денис Борисович – руководителем компании «Мастер глушителей».
Об эксперте

Статья проверена Смирновым Денисом Борисовичем – руководителем компании «Мастер глушителей». Опыт работы в сфере ремонта глушителей - 25 лет (сложные случаи, проектирование выхлопных систем, изготовление глушителей по чертежам). Имеет массу технических наработок, обладает инновационным подходом – постоянно посещает тематические выставки и передает свой опыт другим сотрудникам.

Комментарии (0):
Комментировать