17.06.2021
Экологические нормы, применяемые к автомобилям в большинстве стран мира, требуют применения специальных катализаторов (каталитических нейтрализаторов) — эти приборы помогают уменьшить вредное влияние выбросов отработанных газов из выхлопной системы автомобиля. Схема лямбды — специального кислородного датчика — нужна для того, чтобы постоянно контролировать состав топливно-воздушной смеси, иначе катализатор быстро выйдет из строя и качество работы автомобиля ухудшится.
Виды кислородных датчиков
В основном лямбда-зонды классифицируют по нескольким критериям:
- По числу проводов: 1, 2, 3 — датчик кислорода может иметь до шести контактов;
- По устройству сенсорного элемента: пластинчатые и пальчиковые;
- По методу крепления к трубе: с фланцем или резьбой;
- По ширине измерений: узкополосные и широкополосные.
В данном контексте нас интересуют различия между датчиками с разным количеством контактов — как они работают.
Одноконтактные оснащены единственным сигнальным проводом, служащим для передачи электроимпульсов, производимых зондом. Двухконтактные оборудованы таким же сигнальным проводом, но дополнительно еще проводом, повторяющим заземление через корпус лямбды (так называемый кабель «на массу». Кабель заземления помогает повысить точность оценки передаваемых зондом показаний.
Схема лямбды
Электрическая схема лямбды с 3 контактами подразумевает наличие помимо двух вышеозначенных проводов еще провод, идущий на нагревательный элемент. Важные преимущества датчиков такого типа:
- Быстрый нагрев зонда до рабочей температуры (лямбда начинает полноценно функционировать только если температура показывает более 350°С). Благодаря этому факту, снижается объем вредных выхлопных газов, пока двигатель прогревается;
- Температура изменяется плавно, что увеличивает сроки эксплуатации элемента;
- Для зонда с нагревательным элементом легче подобрать место установки и, соответственно, впоследствии проводить техническое обслуживание.
Что касается зондов с четырьмя и более контактами, то предназначение оставшихся проводов может быть разным. Это зависит от нюансов конкретного мотора и его системы управления. Например, дополнительные контакты лямбда могут идти на заземление или же питать еще один нагревательный элемент.
Можно ли заменять датчики один другим
Лямбда-зонд, рекомендованный производителем авто, может быть безболезненно заменен на аналогичный по конструкции. Кроме того, дозволяется замена обычных датчиков на подогреваемые. А вот наоборот делать запрещено.
Следует заранее проверить, совместимы ли разъемы и оснащен ли автомобиль электроцепью, дающей возможность подключить нагреватель. Если нет — дело поправимо, можно самостоятельно протянуть провода нужной маркировки, которых не хватает, а также применять базовые контакты автомобиля в качестве разъемов.
Цветовые значения схемы лямбды на 4 или иное количество контактов обычно одинаковые:
- Провод сигнала — всегда темный, как правило черного цвета;
- Кабель на массу белый, желтый или серый;
- Накальный вывод подогревателя чаще всего красный.
Меняя трехконтактное устройство на четырехконтактное, нужно обеспечить надежность соединения между заземлением подогревателя, массой автомобиля, «минусом» сигнала. Также через предохранитель и реле подключается накальный провод нагревателя к плюсовому контакту АКБ. Не рекомендуется подключать прямо к катушке, поскольку есть вероятность наличия понижающего сопротивления в ее питающей цепи. Оптимальный вариант — подключить реле подогревателя к замку зажигания, во избежание неисправностей.
Специалисты сервиса «Мастер глушителей» знают всё о принципах работы выхлопной системы и готовы помочь с подключением новой лямбды и другими, связанными с этим действиями. Рекомендуем довериться мастеру, если вы не имеете глубоких познаний в данной теме, поскольку неправильные действия способны привести к усугублению проблемы. В результате последующий ремонт отнимет значительно больше времени и средств, чем если бы изначально обратились к профессионалу.
Статья проверена Смирновым Денисом Борисовичем – руководителем компании «Мастер глушителей». Опыт работы в сфере ремонта глушителей - 25 лет (сложные случаи, проектирование выхлопных систем, изготовление глушителей по чертежам). Имеет массу технических наработок, обладает инновационным подходом – постоянно посещает тематические выставки и передает свой опыт другим сотрудникам.
Комментарии (0):
Комментировать