27.02.2021
Катализатор (каталитический нейтрализатор) — элемент, состоящий из тысяч мельчайших керамических ячеек, предназначение которых — задерживать содержащиеся в выхлопных газах вредные вещества, не давая им выйти наружу. Только при наличии нейтрализатора автомобиль может соответствовать нормам экологичности. Однако со временем запчасть может выйти из строя, а новая слишком дорогая. Тогда она просто удаляется.
Дальше происходит то, что электронный «мозг» авто видит повышение вредности выхлопа при помощи специальных лямбда-зондов, и начинает об этом сигнализировать, а также занижать мощность двигателя. Чтобы этого избежать, применяют обманку после удаления катализатора — это своеобразная заглушка для лямбда-зонда, которая дает электронике понять, что все нормально.
Разновидности обманок после удаления катализатора
Выделяют три основных типа таких обманных конструкций:
- Каталитические. Установка мини-катализатора со стороны глушителя, который очищает выхлоп, и он становится нужного стандарта. Поэтому электроника ведет себя спокойно, а на приборной панели не загорается чек. Отличие мини-катализатора от традиционной механической обманки заклюается в том, что внутри металлической трубки монтируется маленькая часть полноценного нейтрализатора. Цена такого решения на порядок ниже покупки оригинальной детали.
- Механические. Вырезание совсем небольшого отверстия со стороны глушителя, чтобы через него проходило мало выхлопных газов. Правда, на автомобилях со стандартами экологичности Евро-3 или Евро-4 уже не работает такой способ — Check Engine всё равно горит.
- Электронные. Подразумевают коррекцию непосредственно электроники, установленной в автомобиле. Вариант рискованный, так как при этом легко повредить чувствительное программное обеспечение ЭБУ.
Вместо обманки зачастую мастера предлагают пойти другим путем — прошить электронный блок управления машины под Euro 2, тем самым снизив экологические требования и решив проблему. Оба варианта могут быть эффективны, поэтому решение устанавливается индивидуально для каждого конкретного автомобиля и в зависимости от потребностей его владельца.
Стоит ли удалять катализатор? Обманка: плюсы и минусы
В российских реалиях нейтрализатор выходит из строя уже через 100 или 150 тысяч километров пробега. А с учетом высокой стоимости запчасти, владельцу гораздо выгоднее раз и навсегда убрать эту проблему, чем постоянно менять деталь. Есть и еще одна причина, по которой удаляют кат: повышение мощности автомобиля, снятие заводских ограничений. Прирост мощности может достигать 10%. В некоторых ситуациях также снижается расход бензина, что представляет собой дополнительный плюс замены.
Однако есть у такой процедуры и недостатки. Во-первых, это существенное увеличение вреда для экологии, во-вторых — появление ощутимого запаха выхлопных газов. А в случае некачественно выполненной работы возможны сбои других узлов авто, таких как глушитель и двигатель. Может понадобится также программное удаление катализатора с обманкой, когда просто обмануть датчик недостаточно.
Что лучше: обманка или перепрошивка?
Однозначный ответ здесь дать нельзя, оба способа имеют свои преимущества и недостатки. Перепрошивка системы, например, подразумевает только программное вмешательство и не требует монтажа дополнительных механизмов. К минусам относится высокая цена процедуры, а также то, что это нельзя сделать без потери гарантии на авто. Кроме того, некоторые модели авто вообще не поддаются прошивке.
Установка обманки лямбда-зонда при удалении катализатора обойдется дешевле, но результат будет не таким долговечным. Вполне вероятно, что чек снова загорится через 300-500 км, поскольку такое вмешательство не способно охватить весь спектр приемлемых значений.
Специалисты из автосервиса «Мастер глушителей» в Санкт-Петербурге помогут выбрать наилучший вариант, который поможет должным образом решить проблему. Сделать это необходимо сразу после возникновения признаков выхода катализатора из строя, иначе потом ремонт будет сложнее, дольше и дороже.
Статья проверена Смирновым Денисом Борисовичем – руководителем компании «Мастер глушителей». Опыт работы в сфере ремонта глушителей - 25 лет (сложные случаи, проектирование выхлопных систем, изготовление глушителей по чертежам). Имеет массу технических наработок, обладает инновационным подходом – постоянно посещает тематические выставки и передает свой опыт другим сотрудникам.
Комментарии (0):
Комментировать