Измерение шума автомобиля

27.09.2021

В ситуациях, когда нужно пройти техосмотр, избежать штрафов или просто скорректировать работу выхлопной системы в повседневной эксплуатации, применяются методы измерения шума автомобиля. Рассмотрим, какие приборы при этом используются, к какой норме нужно стремиться и как осуществляется сам процесс.

Измерение шума автомобиля

Нормативы и регламентирующий документ

Основной документ, описывающий порядок замеров — это ГОСТ 33997-2016.

Сразу к цифрам. Допустимый уровень шума зависит от категории транспортного средства:

  • M1, N1, L – 96 дБА
  • M2, N2 – 98 дБА
  • M3, N3 – 100 дБА

дБА — акустический децибел, единица измерения громкости, учитывающая восприятие звука человеческим ухом. Приведенные выше значения представляют собой наибольшие из возможных; измерения проводились на неподвижном автомобиле в ходе сертифицированных испытаний.

Как уменьшить шум авто

Приборы, используемые для измерения показателей автомобиля

Замеры осуществляются при помощи следующих приборов и инструментов:

  • Шумомер, нацеленный на изменение по времени уровня звука и интегрирующий усредняющий 1 (2) класса. Предварительно шумомер обслуживается в соответствии с инструкцией производителя.
  • Тахометр, замеряющий частоту оборотов коленвала с допустимой погрешностью не более 2,5% от максимума.
  • Рулетка с погрешностью не более 1 мм. Нужна для определения линейных размеров.
  • Угломер с погрешностью не более 2 градусов.
  • Секундомер, позволяющий отсчитывать время до 1 минуты.
  • Прибор, измеряющий влажность воздуха с погрешностью не более 2%.
  • Барометр (измеритель атмосферного давления) с погрешностью не более 2 мм ртутного столба.
  • Термометр с погрешностью не более 2,5°С. Должен поддерживать диапазон температур как минимум от -15 до +45.
  • Прибор, измеряющий скорость ветра с погрешностью не более 0,5 м/с.

Замеры принято осуществлять на неподвижном автомобиле, прогретом до рабочей температуры. Важно, чтобы погодные условия соответствовали тем, которые рекомендуются производителем шумомера: температура от -10 до +30 градусов по Цельсию, скорость ветра до 5 м/с, влажность воздуха до 80%, атмосферное давление в пределах 92-105 кПа. Осадки недопустимы.

Есть также определенные требования к автомобильной площадке, на которой измеряют показатели: открытый воздух, ровная поверхность (желательно асфальтная/бетонная), отсутствие снега. В отдельных случаях допускается проверка в замкнутом помещении, но тогда микрофон следует устанавливать минимум в 300 см от любых предметов, обладающих функциями отражения шума.

Порядок процедуры

Измерение уровня шума автомобиля включает в себя такие этапы:

  • Визуальный осмотр авто, размещение на испытательной площадке. Непосредственно перед началом замеров двигатель заглушается.
  • Установка авто на ручник. Под колеса ведущих мостов ставятся специальные упоры для предотвращения отката.
  • Установка измерительных приборов — шумомера, тахометра, микрофона. При этом рекомендуется устанавливать микрофон не ниже 20 см от земли, примерно на уровне выхлопной трубы и на расстоянии 50 см от нее.
  • Рычаг коробки переключения передач ставят на нейтралку, а если КПП автоматическая, то в положение выбора передач.
  • Вновь запускают двигатель, прогревают до рабочей температуры и делают замеры.

Если машина оснащена двумя выхлопными трубами, то микрофон ставится у той, что расположена ближе к краю корпуса. В качестве результата замеров берется максимальное показание шумомера за период выдержки частоты вращения определенное количество времени. Допускается превышение не более чем на 5-10 дБА от установленного максимума.

Следует учитывать, что повышенный шум может происходить из-за неисправностей. Их необходимо устранить перед замерами, для чистоты эксперимента. Примеры таких неисправностей — внутренние дефекты выхлопной системы либо ее неполная комплектация. Именно затем, чтобы сразу выявить грубые нарушения, и проводится первичный визуальный осмотр.

Результаты измерения шумности авто считаются действительными только в случае соблюдения требований ГОСТа 33997-2016.

Требования к размещению микрофона

Отдельно стоит рассказать об условиях, в которых должен быть размещен микрофон, так как от этого сильно зависит оценка результатов измерения шума. Требований довольно много, и они нуждаются в высокой точности соблюдения:

  • Высота расположения — на уровне выхлопной трубы и не ниже, чем на 20 см от земли.
  • Расстояние от среза выхлопной трубы — 50 см.
  • Ось микрофона располагается под углом 45’ к вертикальной поверхности, через которую проходят выхлопные газы, и параллельна горизонтальной поверхности.
  • Если машина оборудована двумя или больше выхлопными трубами с промежутком между ними до 30 см, то микрофон ставят либо в более высокой точке, либо ближе к краю корпуса авто.

Если выхлопная труба у автомобиля расположена в вертикальном положении, то микрофон фиксируется на расстоянии 50 см от ее среза, а по высоте, равной ему. При этом выбирается направление ближе к краю машины. Ось ставится вертикально, чтобы мембрана смотрела в верхнем направлении.

Штрафы за повышенный шум автомобилей

В сентябре 2021 года появилась информация о том, что в Москве рассмотрен законопроект о повышении штрафа за громкий глушитель у автомобиля (а также громкую музыку, всё это относится к понятию «внешний шум» авто).

Повысить наказание за нарушение тишины предложил мэр Сергей Собянин. Отслеживать нарушителей будут камеры, прямо по ходу движения. В Москве уже активно тестируются камеры с микрофонами, которые будут автоматически рассылать штрафы. Предполагаемые размер взыскания — 5000 рублей, это в десять раз выше, чем штраф, который принят сегодня за нарушение тишины автомобилистами. Собянин также предложил привязывать размер взыскания к мощности транспортного средства.

Сервис «Мастер глушителей» в Санкт-Петербурге поможет привести автомобиль или мотоцикл к соответствию законодательным требованиям. Профессионально занимаемся тюнингом и ремонтом выхлопных систем.

Смирнов Денис Борисович – руководителем компании «Мастер глушителей».
Об эксперте

Статья проверена Смирновым Денисом Борисовичем – руководителем компании «Мастер глушителей». Опыт работы в сфере ремонта глушителей - 25 лет (сложные случаи, проектирование выхлопных систем, изготовление глушителей по чертежам). Имеет массу технических наработок, обладает инновационным подходом – постоянно посещает тематические выставки и передает свой опыт другим сотрудникам.

Комментарии (0):
Комментировать