27.12.2012
Представляете себе автомобиль, который мчится на скорости и при этом тихий глушитель на машине - почти не издает звуков? Да это сказка! Воплотить сказку в реальность решились конструкторы компании Eberspaecher (Германия). Они разработали специальную систему, которая позволяет нейтрализовать или свести к минимуму звук автовыхлопа. Это стало возможно с помощью принципа гашения звука сигналом в противофазе (аннигиляцией).
Данный принцип известен еще с 30-х годов прошлого века, а в 50-х его применяли для подавления шума в кабинах авиатранспорта. В автомобилестроении этот принцип переняли не так давно, и использует его компания Bose, защищая от шума салоны автомобилей Mazda и Acura. В свою очередь, Eberspaecher изобрели систему шумоподавления, которая заменяет глушитель.
Предыстория создания тихой выхлопной системы и эксперименты
Инженеры уже пытались реализовать данный принцип в 70-х годах, но технологии еще не были столь развиты. Схема довольно сложная: сделать бесшумный глушитель в салоне авто можно всего лишь добавив к штатной аудиосистеме пару микрофонов и блок процессора. А вот уловить выхлопной звук нужно непосредственно в выпускной системе. То есть, этот микрофон должен выдержать нагрузки — агрессивную среду, вибрации, перепады температуры от минус 30 вплоть до 700°С.
Eberspaecher удалось установить в глушитель и микрофон, и динамик, который производит антисигнал. Устройство, инвертирующее сигнал, объединилось с процессором, который контролирует двигатель.
В ходе экспериментов, проведенных с системой шумоподавления ActiveSound выяснилось, что она урезает выхлопные шумы почти на 20 дБ (т.е. в 100 раз). Благодаря этому можно отказаться от обычного глушителя, сэкономить место на автомобиле, снизить выпускное противодавление и сократить расход топлива.
В дополнение ко всему ActiveSound еще и позволяет менять звуки выхлопа, как сигнал вызова на телефоне. Допустим, мерное тарахтение можно заменить благородным рыком. Кстати, данное свойство использовали, разрабатывая электрокар iChange. Несмотря на то, что на концептуальном автомобиле совсем нет выхлопа, ActiveSound на него установили, чтобы придать ему более привычное для автомобилиста и пешехода звучание.
Статья проверена Смирновым Денисом Борисовичем – руководителем компании «Мастер глушителей». Опыт работы в сфере ремонта глушителей - 25 лет (сложные случаи, проектирование выхлопных систем, изготовление глушителей по чертежам). Имеет массу технических наработок, обладает инновационным подходом – постоянно посещает тематические выставки и передает свой опыт другим сотрудникам.
Комментарии (0):
Комментировать